Ночное вождение: основные правила и важные нюансы безопасности
Опыт вождения можно наработать только управляя транспортом. Однако правильное обучение в автошколе дает хорошую теоретическую и практическую подготовку. Инструкторы знакомят с особенностями езды в разных условиях. Одно из таких – ночные поездки. Для любого водителя движение в темное время суток всегда испытание. О том, как обеспечить безопасность на дороге ночью – в материале ниже.
Какие сложности возникают при езде ночью и как их преодолеть
Какие сложности ждут водителя в ночное время:

-
Плохая видимость. Поэтому проверяйте исправность фар. Возьмите комплект запасных лампочек. Не стоит ехать, если светит одна фара.
-
Сниженная концентрация, усталость. Делайте перерывы, давая организму отдых. Не отпускайте руль, полагаясь на круиз-контроль.
-
Свет от встречных авто. Чтобы не слепить водителей дальним светом, переходите на ближний.
Любые препятствия на дороге становятся плохо различимыми. Пешеходы, ямы, дикие звери несут угрозу. Поэтому снижают скорость до предельно допустимой, чтобы в случае непредвиденной ситуации среагировать.
Как подготовиться к вождению ночью
Риск опасной ситуации на дороге ночью возрастает из-за плохой видимости, физической усталости, сложной ориентации. Сведя к минимуму данные факторы, получится повысить безопасность вождения. Перед отправлением в путь проверьте фары – исправны ли лампочки. Включите ближний и дальний свет, чтобы оценить направление луча. Он не должен быть направлен в небо, во встречную полосу, на обочину. Правильно отрегулированный световой поток от фар смотрит прямо перед автомобилем.
Оптимальные значения светового потока:
-
Дальний свет – 100 метров.
-
Ближний – 45 метров.
Сядьте в машину и включите ближний. Свет должен падать вниз перед машиной и немного вправо. Такое положение освещает дорогу впереди транспорта и небольшую часть обочины. Это поможет своевременно увидеть пешехода или иное препятствие. Обратите внимание на границу тени и света – линия должна быть четко видна. Важно, чтобы свет, попадая на встречную полосу, не слепил водителей. Переключите на дальний – он должен быть направлен прямо, но смотреть немного вверх. Это даст водителю максимальный обзор дороги вдаль.
Протрите снаружи и изнутри зеркала, стекла. Чистая поверхность избавит от бликов и разводов, вызывающих искажения. Проверьте наличие стеклоомывающей жидкости в бачке. Осталось решить проблему с усталостью. Если о ночной поездке известно заранее, устройте накануне отдых. Нужно хорошо выспаться, чтобы чувствовать бодрость и прилив сил.
Как освещение и погодные условия влияют на ночное вождение автомобиля
Освещение влияет на восприятие объектов. Если днем идущего по дороге пешехода видно издалека, то ночью видимость ухудшается. Видимость человека, исходя из цвета его одежды (если водитель движется с включенным дальним светом):
-
Черная одежда – 18 м.
-
Красная – 24 м.
-
Желтая – 37 м.
-
Белая – 55 м.
-
Со световозвращающими элементами – 130 м.

Двигаться нужно с установленной знаками скоростью. Если участки без освещения, темные, то включают ближний свет. Оптимальная скорость – 50 км/ч. В таких условиях получится своевременно увидеть препятствие и среагировать. Для повышения комфорта видимости настройте тусклую яркость панели приборов. Если такая функция есть, она поможет глазам расслабиться, не отвлекаться на свет в салоне авто.
В зимнее время периодически выходите из авто и очищайте фары, щетки от налипшего снега. Летом, осенью и весной часто случаются туманы. Это погодное явление одно из самых негативных на дороге. Если туман очень плотный, а видимость составляет 2-3 метра, то лучшим решением будет остановиться в безопасном месте и переждать. Не делайте остановку на обочине дороге. Найдите ближайший съезд, парковку АЗС. Это исключит риск ДТП, когда в вас может въехать авто сзади.
При наличии слабого тумана двигайтесь с включенными противотуманными фарами. Если дорога пролегает через лесистую местность, периодически подавайте звуковой сигнал. Это поможет отпугнуть диких животных, которые часто преграждают путь. В тумане увидеть их значительно сложнее. В тумане расстояние до объектов оценить сложно. То, что кажется далеким, может находиться рядом. Поэтому обгоны делают только в крайних случаях и при полной уверенности в отсутствии встречного транспорта.
Как бороться с усталостью и сонливостью при вождении в ночное время
При появлении первых признаков усталости и сонливости, не нужно терпеть их. К беде может привести потеря концентрации на пару секунд. Воспользуйтесь следующими рекомендациями, чтобы ночь в дороге прошла спокойно:
-
Найдите паркинг (возле АЗС, придорожного кафе и др.) и вздремните 30 мин., чтобы перезапустить организм.
-
Выйдите из авто, сделайте разминку. Откройте двери, чтобы салон наполнился прохладным и свежим воздухом. Приемлемая температура – +15°С…+17°С.
-
Устройте перекус. Жуйте орешки, рассасывайте мятные леденцы.
-
Если есть пассажиры, заведите интересную беседу. Главное – не монотонный монолог. Должен быть активный диалог, чтобы разговор собеседника не убаюкивал.
-
Умойте холодной водой лицо, шею, руки до локтя. Такой душ взбодрит тело и мозг.
Если эти меры не помогли побороть сон и усталость, нужно останавливаться. Найдите место для отдыха (обочина не подходит). Здесь нет компромиссов, поскольку дорога ошибок не прощает.
Что нужно учитывать при ночной езде по городу для безопасного движения
Ночная поездка по городу проще, чем по трассе. Обусловлено это большим количеством освещения. Однако здесь есть другая опасность – блики. Глаза быстро устают из-за обилия светящихся билбордов, уличных фонарей, вывесок, фар встречных и попутных авто. Если идет дождь, ситуация ухудшается, поскольку все это превращается в калейдоскоп света.
Поэтому в городе двигаются с установленной скоростью 40-50 км/ч. На подъезде к пешеходному переходу, перекрестку и любой развязке снижают скорость. При движении в жилых зонах сбрасывают скорость до 15-20 км/ч. В городе не используют дальний свет фар – достаточно ближнего.
Как безопасно ездить в ночное время по трассе и на больших расстояниях
Ночью на трассах не так страшно ездить, если заранее подготовиться к поездке. В темное время суток транспортный поток снижается. Большегрузов, легковых авто становится меньше. Поэтому езда будет комфортнее – падает необходимость обгонов и маневров с перестроением.
Находясь в движении, придется научиться пользоваться ближним и дальним светом фар:
-
Появился вдалеке встречный автомобиль – переключают на ближний.
-
Разъехались с встречным транспортом – возвращаются на дальний.
-
Догоняете попутное авто – переключаете на ближний и едете на нем, пока не совершите обгон.
Такое поведение построено на взаимоуважении. Яркий дальний свет слепит водителей. Переключение на ближний спасет от этого. Сохранять обзор дороги важно, поэтому не стоит на пару секунд терять концентрацию. Когда встречная машина не реагирует и едет на дальнем, помигайте. Возможно, водитель просто не среагировал.